Тепловоз ТЭП75
В 1976 г. КТЗ выпустил первый опытный шестиосный пассажирский тепловоз ТЭП75-0001 с дизелем мощностью 6000 л. с. В 1977 г. завод изготовил второй экземпляр такого тепловоза.
Кузов тепловоза ТЭП75 отличается от кузова тепловоза ТЭП70 (№0008 и выше) в основном из-за применения другого оборудования (дизеля, главного генератора, выпрямительной установки и др.); при этом длина кузова, основные несущие элементы его конструкции и внешние формы остались без изменения. Тележки, спроектированные для тепловоза ТЭП75, стали применяться и на тепловозах ТЭП70.
В кузове тепловоза на поддизельной раме установлен дизель-генератор 20ДГ, состоящий из четырехтактного дизеля 1Д49 с двухступенчатым газотурбинным наддувом и тягового агрегата А-713У2.
Дизель 1Д49 двенадцатицилиндровый с V-образным расположением цилиндров, развивающий при частоте вращения коленчатого вала 1100 об/мин номинальную мощность 6000 л.с. (4413 кВт). Масса сухого дизеля 22 600 кг, дизель-генератора-31800 кг, удельный расход топлива дизелем при номинальной мощности 158-166 г/(э.л.с- ч).
Так как масса тепловоза ТЭП75 в результате достигла 147 т (по техническим условиям должна быть 138 т +3%), то для ее уменьшения с тепловоза было в дальнейшем снято оборудование энергоснабжения вагонов, за исключением самого генератора.
На опытных тепловозах установлены тяговые электродвигатели ЭД-127 номинальной мощностью 586 кВт (напряжение 715/980 В, ток 890/650 А, частота вращения якоря 950/1775 об/мин). Электродвигатель четырехполюсный с последовательным возбуждением, масса его 3200 кг. Предусмотрена одна ступень ослабления возбуждения электродвигателей. Тепловоз предполагалось оборудовать реостатным тормозом, для чего установить тормозные резисторы общей мощностью 3200 кВт на крыше кузова. Однако из-за весовых ограничений от этого отказались.
Как и на тепловозах ТЭП70, на тепловозах ТЭП75 применено централизованное воздухоснабжение всех электромашин и оборудования, требующих принудительного охлаждения. Вода дизеля охлаждается в секциях холодильника, воздух через которые прогоняется под действием вентилятора, приводимого от вала дизеля.
Сила тяги длительного режима при скорости 70 км/ч 176 кН (18000 кгс), конструкционная скорость тепловоза 160 км/ч. Минимальный радиус проходимых тепловозом кривых 125 м. Запас топлива 8000 кг, песка 800 кг, воды дизеля 1103 кг, масла дизеля 1300 кг.
В 1976 г. на участке Голутвин - Озеры ВНИТИ провел испытания тепловоза ТЭП75-0001, уделив прежде всего внимание работе экипажной части.
По результатам этих испытаний определены оптимальное расположение гидравлических гасителей вертикальных колебаний второй ступени рессорного подвешивания и требуемые характеристики гасителей. В 1977 г. ВНИИЖТ испытывал этот же тепловоз на скоростном участке Белореченская - Майкоп Северо-Кавказской железной дороги, где исследовались динамико-прочностные качества экипажной части; в 1979 г. тепловоз поступил для эксплуатации в депо Ленинград-Варшавский.