Коломенский, Путиловский, мастерские Московско-Казанской железной дороги
Всего построено
184 (145 К, 39 Ку)
Страна эксплуатации
Россия (СССР)
Ширина колеи
1524 мм
Технические данные
Длина локомотива
10 665 мм (К), 11 066 мм (Ку)
Рабочая масса паровоза
74,0 т (К), 73,2 т (Ку)
Масса порожнего паровоза
65,5 т (К), 66,3 т (Ку)
Сцепная масса
47,4 т (К), 47,7—51 т (Ку)
Нагрузка от движущих осей на рельсы
15,2 тс (К), 15,9 тс (Ку)
Конструкционная скорость
105 км/ч (К), 115 км/ч (Ку)
Диаметр движущих колёс
1 700 мм (К), 1 900 мм (Ку)
Диаметр бегунковых колёс
1 030 мм
Давление пара в котле
12 кг/см² (К), 13 кг/см² (Ку)
Испаряющая поверхность нагрева котла
164,3 м² (К), 180,8 м² (Ку)
Тип пароперегревателя
двухоборотный Шмидта
Поверхность нагрева пароперегревателя
40 м² (К), 47,4 м² (Ку)
Площадь колосниковой решётки
2,76 м² (К), 3,18 м² (Ку)
Диаметр цилиндров
575 мм
Ход поршня
650 мм
Паровоз К (Коломенский, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз выпускавшийся с 1907 по 1914 годы. Был создан для замены паровозов серий Ж и З. Является первым русским паровозом у которого топка была вынесена над рамой. В 1911 было начато производство его усиленной версии — Ку. Паровоз Ку имел самую большую высоту котла из всех дореволюционных паровозов (высота оси котла над рельсами составляла 3200 мм). Был мощным и надёжным локомотивом, который использовался для вождения курьерских поездов. В связи с появлением более мощного и надёжного паровоза серии С, паровозы К были переведены на пригородное сообщение.