Паровоз ИС
Паровоз ИС | |
ФДп20 (ИС20) № 578 — единственный сохранившийся целиком представитель серии | |
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула |
1-4-2 |
Годы постройки |
1932 — 1942 |
Страна постройки |
СССР |
Завод |
Коломенский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный |
Всего построено |
649 |
Страна эксплуатации |
СССР |
Ширина колеи |
1524 мм |
Технические данные | |
Длина локомотива |
16 365 мм |
Рабочая масса паровоза |
133—136 т |
Масса порожнего паровоза |
118 т |
Сцепная масса |
80,7 — 82 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
20,2 — 20,5 т |
Конструкционная скорость |
115 км/ч |
Мощность |
2 500 — 3 200 л.с. |
Cила тяги |
до 15 400 кгс |
Диаметр движущих колёс |
1 850 мм |
Диаметр бегунковых колёс |
1 050 мм |
Диаметр поддерживающих колёс |
1 050 мм |
Давление пара в котле |
15 кгс/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла |
295,16 м² (ИС20), 247,7 м² (ИС21) |
Тип пароперегревателя |
Элексо-Е (ИС20), Л40 (ИС21) |
Поверхность нагрева пароперегревателя |
148,4 м² (ИС20), 123,5 м² (ИС21) |
Площадь колосниковой решётки |
7,04 м² |
Диаметр цилиндров |
670 мм |
Ход поршня |
770 мм |
Длина тендера |
10 070 мм (ИС20-1), 13 090 мм, 12 545 мм |
Масса порожнего тендера |
34 т (ИС20-1), 54 т |
Объём баков для воды |
32 м³ (ИС20-1), 44—49 м³ |
Запас топлива |
12 т (ИС20-1), 22 т |
Паровоз ИС (Иосиф Сталин, с 1962 года — ФДп — пассажирская разновидность ФД — советский магистральный пассажирский паровоз. Особенностью паровоза являлась большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД. На момент создания являлся самым мощным пассажирским паровозом железных дорог Советского союза и Европы. Самый сильный и мощный пассажирский паровоз в истории советского паровозостроения.
История
Предыдущие пассажирские паровозы
К началу 1920-х гг. основу пассажирского локомотивного парка в СССР составляли паровозы типа 1-3-0 серии Н и типа 1-3-1 серии С со сцепной масой 45—47 т. В значительно меньшем количестве были представлены паровозы других серий — К, Л, У, Би т.д.
Вскоре после окончания гражданской войны в начале 1920-х наметился рост пассажирских перевозок, что требовало увеличения скорости и веса пассажирских поездов. В 1923 году на заводе «Красный путиловец» было начато проектирование первого в СССР трёхцилиндрового паровоза, а в 1926 году был построен первый паровоз типа 2-4-0 серии М со сцепной массой 72,5 т. Во время эксплуатации было выяснено множество недостатков, связанных с неудовлетворительной работой третьего цилиндра, поэтому было выпущено всего 100 паровозов этой серии.
Проектирование паровоза М велось довольно долго (3 года), поэтому в 1924 году на Коломенском заводе на базе паровоза С был спроектирован новый паровоз со сцепной массой 54 т, которому присвоили обозначение серии Су. В 1925 году был начат серийный выпуск паровозов этой серии сразу на нескольких заводах. Паровозы Су пользовались репутацией надежного и экономичного локомотива, но их сцепной вес не позволял существенно увеличить веса пассажирских поездов.
Проектирование паровоза
В 1929 году на Коломенском заводе был создан проект паровоза типа 1-4-1 («Микадо»). У проектируемого паровоза площадь колосниковой решётки равнялась 6 м², а диаметр движущих колёс — 1700 мм. Проект так и остался на бумаге, а вместо этого в 1931 году начали проектирование более мощного локомотива.
Основные требования, предъявляемые к новому локомотиву, были следующими: осевая нагрузка от движущих колёсных пар не более 20 т, сила тяги на 50 % больше чем у Су, максимальное число взаимозаменяемых деталей с паровозом серии ФД. Диаметр движущих колёс приняли равным 1850 мм, как и у паровозов серии Су, осевая формула была принята 1-4-2, так как только при такой формуле было возможным использовать котёл и цилиндры паровоза ФД. Рабочее проектирование паровоза (заводское обозначение 2П) началось в феврале 1932 года в Центральном локомотивопроектном бюро Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Конструкторам удалось также использовать для нового паровоза буксы, оси и ряд других деталей паровоза ФД, а также, несмотря на иную осевую формулу, повторить его схему рессорного подвешивания.
Производство
4 октября 1932 года Коломенский завод выпустил первый пассажирский паровоз типа 1-4-2, которому была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин), а полное обозначение серии — ИС20 (20 — осевая нагрузка от движущей колёсной пары на рельсы, в тоннах). 5 ноября началась его первая обкатка, а 7 ноября, в день XV годовщины Октябрьской революции, он прибыл в Москву. 20 декабря был собран второй паровоз ИС20-2, а в 1933 ИС20-3 которые, в отличие от первого, имели шестиосный тендер.
В 1934 — 1935 гг. Коломенский завод построил ещё 4 паровоза серии ИС, после чего прекратил их выпуск. С 1936 года паровозы ИС начал выпускать Ворошиловградский паровозостроительный завод, которой и произвел все оставшиеся паровозы, за исключением одного, который был приостановлен в связи с начавшейся Великой Отечественной войной и достроен в 1942 году Улан-Удэнским паровозоремонтным заводом.
Всего, в 1932—1942 годах было построено 649 паровозов серии ИС, из них 11 штук серии ИС21. Таблица производства паровозов по годам приведена ниже:
год | кол-во, штук | номера |
---|---|---|
1932 | 1 — ИС20 | 20-1 |
1933 | 1 — ИС20 | 20-2 |
1934 | 2 — ИС20 | 20-3 — 20-4 |
1935 | 2 — ИС20 | 20-5 — 20-6 |
1936 | 3 — ИС20 | 20-8 — 20-10 |
1937 | 105 — ИС20 | 20-11 — 20-115 |
1938 | 132 — ИС20 | 20-116, 20-247 |
1939 | 137 — ИС20 | 20-248 — 20-384 |
1940 | 174 — ИС20 | 20-385 — 20-558 |
1941 | 81 — ИС20 | 20-559 — 20-632, 20-635 — 20-641 |
10 — ИС21 | 21-633, 21-634, 21-642 — 21-647, 21-649, 21-650 | |
1942 | 1 — ИС21 | 21-648 |
В 1937 году паровоз серии ИС был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Паровозы ИС экслуатировались в локомотивных депо Данилов, Ожерелье.
Сохранившиеся паровозы
Единственный сохранившийся паровоз серии ИС — ФДп20-578 установлен как памятник в Киеве. Сохранён он был по инициативе Петра Кривоноса.